Как выбрать фотоаппарат? Советы начинающему фотографу

На рынке фототехники можно определить такие виды фотоаппаратов: компакты, суперзумы, беззеркалки и зеркалки. Все они имеют свои плюсы и минусы. Сейчас уже взяв любую из перечисленных камер можно добиться хорошего результата съемки. Какой-то фотоаппарат может быть лучше, какой-то хуже, но в целом все они выдают неплохое качество изображения. И каждый фотоаппарат оправдывает себя для тех целей, которые перед ним ставятся.

Например вам нужен компактный фотоаппарат, который можно всегда с собой носить, и чтобы он выдавал качество лучше, чем камера телефона. Если большего от него не требуется, тогда нет смысла покупать зеркалку, поскольку она будет габаритной, и ее не всегда будет удобно брать с собой.

Если же вы хочтите иметь под рукой фотоаппарат, который бы был на все случаи жизни, и можно было снимать даже удаленные предметы, скажем в путешествиях. И в то же время вам не хочется ковыряться постоянно в настройках и менять объективы. Тогда для этой цели прекрасно подойдет суперзум.

Если вы уже разбираетесь в фотоделе, и понимаете что значат такие слова как ГРИП. диафрагма, выдержка, экспозиция. То вам подойдет либо беззеркальные камеры, либо зеркалки.

Зеркальные фотоаппараты

Зеркальные фотоаппараты считаются производительней и удобнее для работы. И если вы собираетесь зарабатывать на съемке репортажей, то даже простая зеркалка будет удобнее самой навороченной беззеркалки.

А если вы хотите снимать для души, получать художественные снимки, но вас смущает размер и вес зеркальной камеры, тогда лучше приобрести беззеркалку.

Безусловно, чтобы сделать объективный выбор, нужно четко понимать, зачем вам нужен фотоаппарат, что вы им собираетесь снимать. А также нужно знать сильные и слабые стороны каждого типа и модели камеры.

Реальная история

Одному знакомому на день рожденья подарили зеркальную камеру среднего уровня с китовым объективом 18-55 мм. Как вы думаете, он был рад? Он в ней разочаровался. И сказал, что его суперзум имеет гораздо лучшие характеристики, а именно, он сильнее приближает. Все понятно, человеку не нужны все те прелести, которые дает зеркальная камера, для него такой выбор с переплачиванием более чем в два раза неприемлем. Он в конце концов продал эту фотокамеру, и продолжал снимать на свой старый добрый суперзум.

Какой фотоаппарат выбрать ?

Чтобы понимать за что вы переплачиваете, беря ту или иную камеру в сравнении с другой, нужно уметь читать их основные характеристики. Рассмотрим самые важные части фотоаппарата и характеристики, которыми они оцениваются.

Для этого возьмем реальные пункты из описания фотоаппарата одного из крупнейших интернет-площадок. Перечислю их по важности.

Матрица фотоаппарата (сенсор)

Сенсор, или в простонародье матрица — одна из самых важных частей фотокамеры. Он принимает изображение, которое формирует объектив и передает данные процессору для формирования файла снимка. Раньше, в пленочную эпоху за это отвечала пленка, т. е. матрица фотоаппарата это электронный аналог пленки.

Основными параметрами сенсора являются:

Тип матрицы (CCD или CMOS)

Физический размер матрицы (и отсюда понятие кроп фактор)

Количество мегапикселей

Тип матрицы

Это название технологии, по которой изготовлена матрица. Существует несколько разных технологий изготовления, основные из них: CCD (ПЗС-матрица) и CMOS (КМОП-матрица). Я не буду углубляться в методы их работы, скажу лишь, то что самой продвинутой на сегодняшний день является CMOS матрица. Поэтому она почти полностью вытеснила технологию CCD. CMOS матрицы имеют шире диапазон чувствительности и цветопередачи. Но субъективно все же некоторым фотографам больше нравятся цветопередача, которую дает CCD матрица. Это вопрос вкуса. Не будем заострять на этом внимание.

Физический размер матрицы

Это физическая величина, которая измеряется в миллиметрах. Матрица фотоаппарата представляет собой маленький прямоугольничек, который имеет светочувствительные элементы. Обозначается размерами по ширине и высоте.

Если не брать во внимание средний формат, можно выделить полнокадровые матрицы и кропнутые :

Полнокадровая матрица (около 24х36 мм) — имеет размер стандартного кадра 35мм пленки, отчего и получила такое название — полный кадр.

Далее все размеры матриц уменьшаются и они называются уже кропнутыми матрицами. Кроп, от англ. слова Crop — обрезать. Отсюда появляется и понятие кроп фактора. Например если кроп фактор соответствует значению 1,5, значит такая матрица в полтора раза меньше по площади чем полнокадровая.

Если сказать вкратце, то чем больше матрица, тем лучше, и соответственно дороже фотоаппарат, поскольку изготовить матрицу большого размера технологически сложно, а это одна из самых дорогих частей в фотоаппарате.

Количество мегапикселей

Теоретически чем больше мегапикселей в кадре тем лучше, поскольку это дает лучшую детализацию снимка. Но на практике это не совсем так.

Чем больше площадь матрицы, тем соответственно больше можно разместить на ней чувствительных элементов (датчиков). Но это не значит, что количество мегапикселей прямо зависит от количества датчиков. В компактных фотоаппаратах и суперзумах размер матрицы в 5-8 раз меньше, чем в зеркальных. При этом количество мегапикселей одинаково.

Скорее всего на меньших матрицах стоит меньшее количество датчиков, а количество мегапикселей интерполируется, т. е. один пиксел не соответствует одному датчику. А это совсем не дает улучшения резкости. Если вы увеличите кадр, сделанный к примеру суперзумом к масштабу 1:1 в графическом редакторе, вы не увидите там четких линий, точек, и других элементов резкости. Все будет кашеобразно размыто. И то, что видится нами как линия, в 100% масштабе будет иметь длинное пятно с умеренной размытостью.

Плюс к тому же на меньшей площади датчики нужно размешать плотнее друг к другу, а это увеличивает количество шумов, которые снижают четкость.

Поэтому фото сделанное 16-мегапиксельным зеркальным фотоаппаратом будет четче, чем то же фото, сделанное 16-мегапиксельным суперзумом. Вывод таков, что количество мегапикселей полезно до какой-то степени. Скажем условно до тех же 16 мегапикселей. Далее оно избыточно. Как подтверждение этого предположения, могу привести в пример выпуск нового зеркального фотоаппарата Nikon DF, у которого при полнокадровом размере матрицы разрешение всего 16 мегапикселов. А зачем больше?

Избыточное количество мегапикселей приводит к тому, что файлы становятся больше, их обрабатывать сложнее, и поэтому фотоаппарат теряет свою производительность, уменьшается скорость съемки.

Максимальный размер кадра

Размер кадра измеряется в количестве пикселей в ширину и высоту и напрямую зависит от количества мегапикселей матрицы.

Теоретически можно сказать, что чем больше размер кадра, тем лучше, поскольку с такого файла можно распечатать фотографию большого размера, без потери четкости.

Но на практике большое количество мегапикселей совсем не нужно. Это было актуально раньше, когда между файлами с размерами 3 и 4 мегапиксела была существенная разница.

Для справки: Фотография 10х15, напечатанная в фотолабе имеет разрешение 400 точек на дюйм. Для того чтобы получить попиксельную резкость достаточный размер файла составит 2362х1575 пикселей. Все, что больше, это избыточный размер и при уменьшении изображения до нашего размера фотобумаги мы даже немного теряем резкость.

Для получения отпечатка формата А4 размер должен быть 4667х3307 пикселей.

Это мы считаем по максимуму. На практике же хорошая четкость изображения уже будет и при разрешении 250 точек на дюйм т. е. при размере файла почти в два раза меньше. Но насколько часто мы печатаем фотографии формата А4 и больше?

Чувствительность матрицы

Этот параметр, я считаю гораздо важнее количества мегапикселей. Он показывает насколько матрица чувствительна к свету. Этот параметр измеряется в единицах ISO,

Чем больший диапазон этих значений тем лучше. Если ISO 100 обычно применяют для съемки в яркую солнечную погоду, то ISO 6400 позволит нам снимать в условиях сумерек, при равных значениях диафрагмы и выдержки (условно там, где в 64 раза темнее солнечного дня). Этот пример не стоит воспринимать буквально, в реальности все не так просто, но все же представление можно получить.

Но есть и обратная сторона медали. Чем большее значение ISO, тем больше шумов — паразитных искажений, и соответственно хуже четкость и цветопередача снимка. Поэтому также важен и нижний предел ISO. На котором в идеале и нужно бы работать.

Мы рассмотрели основные характеристики матрицы фотоаппарата. На качество фотографии в большей или меньшей степени влияют все эти значения, но это только часть. Не менее важным в формировании фотоснимка является объектив.

Объектив фотоаппарата

Если матрица это сердце фотоаппарата, то объектив это глаза. Объектив формирует изображение, и проецирует его на матрицу. Таким образом, качество фотографии в большей степени зависит от этих двух компонентов: объектива и матрицы.

Я бы даже сказал, что объектив в какой-то мере важнее матрицы. Поскольку он формирует рисунок. И от него зависит, будет ли фотография художественной, напоминающей картину, или же просто технической — резкой, четкой, но в то же время скучной (применимо для художественной съемки).

Фотоаппараты бывают со сменными объективами, т. е. когда можно менять объективы в зависимости от задач съемки. Это касается почти всех зеркальных и почти всех беззеркальных фотоаппаратов. А также с несменными объективами, т. е. когда объектив не меняется, это как правило компактные камеры и суперзумы.

Рассмотрим основные характеристики объектива.

Светосила объектива

Этот параметр еще называют максимальной диафрагмой объектива. Она обозначается диафрагменным числом f, и измеряется по логарифмической шкале. Т. е. скажем, объектив с максимальной диафрагмой f/ 4 будет в два раза светосильнее чем объектив с диафрагмой f/ 5.6.

Следовательно, чем меньшее диафрагменное число, тем светосильнее объектив, т. е. через него на матрицу фотоаппарата проходит больше света. А это значит, что с его помощью можно снимать в более темных условиях. Но есть и обратная сторона медали, чем больше светосила, тем меньше глубина резко изображаемого пространства (ГРИП). А это значит что при максимальной светосиле резким будет только тот участок, который расположен на фокальной плоскости (определенном расстоянии от фотоаппарата до объекта съемки, на который навели резкость), все что ближе или дальше будет размыто и не в резкости.

Как правило, светосильные объективы сложнее изготовить, и они соответственно стоят дороже. Светосильные объективы незаменимы при художественной съемке, где можно контролировать размытие переднего и заднего планов.

Фокусное расстояние объектива

Фокусное расстояние еще обозначает какой угол обзора дает тот или иной объектив. Это значение всегда нужно рассматривать вместе с размером матрицы, поскольку чем меньше матрица, тем меньший угол обзора дает один и тот же объектив. Это тема настолько обширная, что можно написать еще одну статью. А пока что я хочу просто выделить типы объективов исходя из фокусного расстояния: широкоугольные, портретные и телеобъективы.

Широкоугольными называют объективы, которые дают широкий угол обзора. С их помощью можно снимать панорамы, пейзажи, а также работать в условиях ограниченного пространства.

Портретными называют объективы, которые имеют удобное фокусное расстояние для съемки портретов.

Телеобъективами называют объективы которые приближают изображение по сравнению со стандартным обзором человеческого глаза. Ими можно снимать удаленные предметы, и на фотографии они будут смотреться будто бы их сняли рядом. Телеобъективы еще называют длиннофокусными объективами. Здесь идет речь об объективах с фиксированным фокусным расстоянием. Их еще называют фикс объективами или дискретными объективами .

Чаще всего фотоаппараты комплектуются зум объективами. Они объединяют в себе по углу обзора два или три вида объективов. Для зеркальных фотоаппаратов обычно это зум объективы с 3-х кратным или 4-х кратным увеличением. А на суперзумах устанавливаются объективы с кратностью от 12 до 42 и выше. Это возможно благодаря маленьким размерам матрицы суперзумов, поэтому объективы с такой большой кратностью, установленные на суперзумах имеют сравнительно небольшие размеры.

Почему зум объективы до сих пор не вытеснили фикс объективы? Да потому что за универсальность зум объективов мы расплачиваемся качеством и стоимостью. Зум объективы как правило не такие резкие как фиксы. Также хороший зум объектив с большой светосилой стоит иногда как три-четыре фикс объектива с теми же параметрами. Также фикс объективы считаются лучше по резкости и по художественным качествам.

Некоторые фотографы для хужоэественной съемки пользуются только фиксами. В то же время для репортажной съемки удобнее зум объективы. Но помните, чем больше кратность зума, тем больше объектив в чем-то проигрывает, либо в резкости, либо имеет больше оптических искажений (дисторсия ), либо он темнее (имеет меньшую светосилу), либо он имеет хорошее оптическое качество, но очень дорогой и проигрывает в цене.

Художественные качества объектива

Кроме физических величин, которые дают нам представление об объективе, есть еще и его художественные качества. Насколько объектив резок? Как объектив передает цвета? Контрастное ли получается изображение? Красивое ли у него размытие в зоне нерезкости (боке )? Эти параметры не опишешь просто физическими величинами, и обычно они оцениваются глядя на снимки. Как говорится лучше один раз увидеть чем сто раз услышать. Смотрите также как выбрать объектив для портретной съемки .

И именно эти величины определяют художественную ценность и соответственно стоимость объектива.

Эти вещи, как правило, субъективны, а также определяются целями для которых покупается объектив. Одному фотографу для работы нужна резкость и четкая детализация, другому важно красивое боке и цветопередача.

Параметры съемки фотоаппарата

Это возможности фотоаппарата, его функционал. Рассмотрим основные параметры.

Диапазон выдержек фотоаппарата

Это верхний и нижний предел выдержек, который может отрабатывать фотоаппарат. Чем шире этот диапазон, тем у фотографа больше возможностей при съемке.

Выдержка измеряется в секундах. Выдержки короче 1 секунды обозначаются дробным числом (например 1/60 секунды). Большинство зеркальных фотоаппаратов имеют минимальную выдержку 1/4000 секунды, а профессиональные камеры — 1/8000 секунды и менее.

Режимы M, A, S, P

Это режимы для работы в ручном и полуавтоматическом режимах. Ими обычно пользуются профессионалы и продвинутые фотолюбители. На фотоаппарате обычно они размещены на диске, которым осуществляется переключение.

M — Ручной режим установки диафрагмы и выдержки. (Manual)

A — Ручная установка диафрагмы, автоматическая установка выдержки (Aperture priority)

S — Автоматическая установка диафрагмы, ручная установка выдержки (Shutter speed priority)

P — программный режим автоматической экспозиции (Program).

Если вы собираетесь серьезно заниматься фотографией, эти режимы просто необходимы, и нужно выбирать фотоаппарат, в котором они есть.

Режимы SCENE

Обычно эти режимы есть у любительских камер начального уровня. Например режим «Портрет», «Пейзаж», «Спорт», «Макро» и т. п. Исходя из того, что вы собираетесь фотографировать, вы выбираете нужный режим. Они часто заменяют режимы M, A, S, P. А бывает, что в фотоаппарате есть и те и другие.

На профессиональных фотоаппаратах, этих режимов, как правило нет, поскольку профессионалы ими не пользуются, а предпочитают работать с режимами M, A, S, P.

Баланс белого

Обычно єтот пункт описывает сколько предустановок баланса белого имеет фотоаппарат. Как правило, одни и те же предустановки: прямой солнечный свет, облачно, свет люминисцентных ламп, свет вольфрамовых ламп, Авто и т. п. Т. е. эти режимы вы выбираете в зависимости от освещения, при котором осуществляется съемка. Делается это для того, чтобы не получались снимки портретов с зеленой кожей, если вы снимаете человека при свете люминисцентных ламп.

Как правило сейчас все фотоаппараты умеют различать какие источники света светят на объект, и автоматически выбирают нужный режим баланса белого. Неискушенные пользователи как правило не обращают на это внимание, профессионалы же предпочитают работать с настройками баланса белого в ручную, и даже после этого править его в RAW конвертере, ведь даже самой продвинутой камере свойственно ошибаться, особенно, когда на ваш объект схемки падает свет от разных источников.

Серийная съемка

На этот параметр обращают внимание в основном профессионалы-репортажники. Им обычно важна скорость съемки. Скажем если вы снимаете, как спортсмен совершает прыжок с шестом на Олимпийских играх, тут ценность этого снимка очень высока, равно как и ценность мгновения, тогда важно запечатлеть как можно больше кадров этого прыжка. А если вы скажем фотографируете дома фото для семейного альбома, вам совершенно неважно, сколько кадров в секунду может снять камера, вам вполне достаточно одного.

Съемка видео

Сейчас практически все фотоаппараты снимают в HD формате — распространенном стандарте видео. Но фотоаппарат это все же не видеокамера, в любом случае, полноценно он вам ее не заменит, но все же он будет полезным, если у вас нет видеокамеры.