Как начинающему фотографу найти своих первых клиентов

Вариантов много. Но только при наличии портфолио. Если его нет, но хочется денег и камера отягощает руки, то единственный сценарий — демпинг: закрепляемся в бюджетном сегменте, вытесняем конкурентов (таких же новичков), работаем по себестоимости, нарабатываем опыт и портфолио, формируем свое уникальное преимущество и просеиваем заявки в поисках «своих клиентов».

Схема простая и многим она нравится, но приходится работать со всеми подряд, не заикаться о творчестве и не думать о прибыли. Такова плата за отсутствие опыта и портфолио.

Но если не спешить и немного потрудиться:

  1. Набраться опыта
  2. Сформировать портфолио
  3. Поговорить с окружением, чтобы близкие и друзья хорошо представляли: какой жанр вы развиваете, какие фотографии создаете, как работаете и в чем ваша особенность — преимущество перед другими, текущими предложениями на рынке

то очень скоро можно рассчитывать на естественные рекомендации, лояльные заявки и «своих клиентов». Зачастую без финансовых затрат, но с опорой на творчество и личный стиль.

Конечно, можно еще повременить:

  • Поработать в команде
  • Научиться вести переговоры
  • Составить личный план развития
  • Оптимизировать производство своего продукта

и выйти на рынок крепким середнячком.

Для тех, кто оценивает карьеру фотографа, как долгосрочную перспективу, а не развлечение на время школьных каникул, опишу и другие способы получить «своих клиентов».